понедельник, 23 мая 2016 г.

на фестивале «Хорошо за пятьдесят»,

http://theageofhappiness.com/posts/vladimir-yakovlev-57-moi-lichnye-shest-pravil-molodosti/i39c1h1efed

Владимир Яковлев, 57: Мои личные шесть правил молодости

За последние несколько лет для проекта «Возраст счастья» я встретился с десятками человек по всему миру, каждый из которых нашел для себя способ сохранить молодость и радость жизни далеко за 50-60-70-90, а то и 100 лет. Эти правила — результат сравнительного анализа их коллективного опыта.

1. Молодость не связана с возрастом
Молодость связана с тем, как ты живешь. Хочешь оставаться молодым — развивайся.
2. Молодо то, что растет
Старость начинается не с деградации. Старость начинается с потери гибкости и способности расти, следствием чего является деградация. При желании постареть можно и в 20.
3. Психика важнее физики
Физика важна. Но психика важнее. Отсутствие гибкости — это прежде всего психологическая косность, неспособность принимать новые идеи и адаптироваться к ним.
Отсутствие способности к росту — это прежде всего психологическая неспособность развиваться, ставить перед собой новые задачи и решать их новыми способами.
Мы не перестаем быть молодыми потому что стареем. Мы стареем потому, что перестаем быть молодыми.
4. Развитие происходит каждый день
Какую бы проблему ни ставила перед нами жизнь постарайся не тратить силы на рассуждения о том, почему это несправедливо или до какой степени ты этого не заслуживаешь. Вместо этого попробуй найти мужество спросить себя — что нужно изменить, улучшить В СЕБЕ, чтобы эту проблему разрешить.
Молодость — это развитие.
5. Опыт — жир мозга
Опыт — это огромное преимущество. Но только в том случае, если ты применяешь его для более эффективного решения НОВЫХ задач.
От повторения пройденного происходит ожирение мозга.
6. Развития без ошибок не бывает.
Не бойся ошибок. Ошибки развивают. А победы и достижения только подтверждают уже достигнутый уровень.
Помни, выражение «ошибки молодости» имеет куда больший смысл, чем кажется на первый взгляд.
Старость начинается тогда, когда заканчивается развитие. А развитие заканчивается тогда, когда мы перестаем ошибаться.

Приезжайте в октябре в Черногорию — буду вести специальный курс о том, как быть молодым. Подробнее — здесь.
Количество комментариев:
0
0
0
30.09 – 08.10
Черногория
Ваш опыт может помочь другим,
опыт других может помочь вам
Подпишитесь и получайте лучшие истории недели!

Ирина Богушевская: Возраст счастья может быть любым

И тут еще одна важная штука. В принципе, учиться быть счастливым никогда не поздно, и здорово, что у нашего поколения есть такая возможность; мы себе ее в полном смысле слова заработали 

Я узнала о проекте «Возраст счастья» сначала через Фейсбук, и меня очень зацепило это название, потому что я последнее время пристально размышляла о взаимосвязи творчества с счастьем и страданием. Поэтому, увидев фразу «Возраст счастья» и погуглив, я сразу подумала — ну вот круто же, кажется, их интересует то же, что и меня.
А потом на фестиваль съездила моя подруга и вернулась в полном восторге: от атмосферы, от общения, от обилия людей, которые хотят и умеют быть счастливыми.
Хотя я не считаю, что сам по себе возраст дает некую гарантию — как если бы ты, отпраздновав юбилей, на следующее утро обязательно просыпался бы просветленным и радостным, вне зависимости от того, как ты жил до этого. Так не бывает. Для того, чтобы выбрать быть счастливым и научиться праздновать жизнь, не обязательно ждать до пятидесяти, — раз, а сам по себе возраст ничего не гарантирует, — два. Ну то есть, я бы вообще не привязывалась к паспортным данным. И если уж мы хотим учиться у китайцев гибкости наших суставов и эластичности мышц, почему бы не поучиться ещё и гибкости ума? Может, не стоит воспринимать жизнь как расчерченную логарифмическую линейку? Может, лучше ощущать ее как поток? Потому что возраст счастья может быть любым.
И тут еще одна важная штука. В принципе, учиться быть счастливым никогда не поздно, и здорово, что у нашего поколения есть такая возможность; мы себе ее в полном смысле слова заработали. Но мне кажется, дико важно не просто самим наслаждаться жизнью, раз уж мы этому научились, а еще и делать что-то, чтобы сдвигать этот самый возраст счастья ближе к молодости, понимаете? Вот буквально учить этому своих детей — если захотят, конечно. Ведь если бы в мои 25 — а это один из самых драматичных периодов в моей жизни, куда я ни за что не хотела бы вернуться, — мне попались такие учителя, как Яковлев и его единомышленники, боже, как они могли бы мне помочь! Как могло бы измениться мое сознание и вслед за ним вся моя жизнь! А так пришлось всё самой-самой — по-плохому, через ту самую боль и страдание. И родители, к сожалению, не могли помочь перформатировать мозги — увы, они сами не умели быть счастливыми. Так что фестиваль просто обязан выработать какую-нибудь хартию или меморандум, основать общественное движение к счастью и повсеместно открыть школы. Чтобы те, кто чувствует себя несчастным — а таких очень много среди молодых и, знаете, больше всего среди подростков — знали: все будет хорошо.
Ирина Богушевская приезжает на фестиваль в Черногорию праздновать жизнь вместе с нами. Присоединяйтесь!
Количество комментариев:
0
1
0
30.09 – 08.10
Черногория
Ваш опыт может помочь другим,
опыт других может помочь вам
Слава Полунин: Счастье. Часть 2YouTube0:30:25

Вячеслав Полунин, 65: «Не бери бутерброд больше, чем рот»

Я понял, что я всю жизнь был счастливым, и никогда об этом не думал. Мне было неинтересно об этом думать. Я просто был и все. С самого начала и всегда. Думаете, у меня не было трагедий?

Все было. Но вопреки, через них, в обход, ползком, под колючую проволоку… Я попытался понять, как же это во мне живет. Как все время, всю жизнь быть в этом удивительном состоянии, когда хочется летать?
Для того, чтобы куда-то прорваться, необходимо собрать команду. Это самые близкие люди, без которых ты пропадаешь. У меня такая история — я не могу ничего делать один, для меня чем больше народу, тем лучше. Мне нужна энергия жизни вокруг, чтобы меня в нее втащило и потащило по камням.
Первое — те, кто с тобой это делает. Второе — где ты это делаешь. Когда я начинаю какое-то дело, иногда год я как пчела кружусь, пока не создам то самое место, где хочу что-то сделать. Бывает, в одно место придешь — ходишь-ходишь, а «не живет».
Хоть ты в него вложил труд и деньги, а «не живет» и все. Бросаешь, делаешь второе, третье, четвертое, пока не поймаешь.
Самое главное, чему я следовал всю жизнь — делать только то, что люблю. Никогда ни за какие калачи не нужно делать то, что не любишь.
Вот я пошел в цирк «Дю Солей», терпел-терпел, хорошее место, лучший в мире цирк, дальше уже некуда, потрясающие творческие люди, организовано все великолепно. Не мое и все.
Полгода было замечательно, пока мы все творили, потом все это превратилось в маленький заводик, который должен выдавать продукцию.
И что мне там делать? Выдавать продукцию мне неинтересно и поэтому я начал мучиться, начал по врачам ходить, у меня сразу — депрессия и уже невозможно ничего делать.
Я пошел просить отпустить меня. Мне сказали: «Найди кого-то вместо себя хорошего, качественного, и мы тебя отпустим». Я выбежал на улицу, поймал такси, а там Юра Медведев, а он работал на Таганке раньше, замечательный актер, мечтал быть клоуном.
Я говорю: «Юра, ты с завтрашнего дня работаешь в цирке „Дю Солей“ клоуном». Юра говорит, что два дня после этого не брал в такси с людей деньги — забывал. А для меня спасение. И он поехал с этим цирком на 15 лет с большой радостью и мечтой, а я на свободу вышел, гуляю.
И тут как-то Юра мне говорит: «Помоги, Таганка приезжает на один день, поработай, а я схожу к друзьям». Я говорю: «Ну, хорошо, Юра».
Приехал в цирк, подошел к своему зеркалу, висит мой носик, от носика во все стороны паутинка. Я его надеваю на себя, и вдруг как мне схватит на затылке! Резиночка прикоснулась к затылку и меня свело так, что я не мог повернуться несколько дней.
То есть я-то мозгами согласен, а организм — ну просто ни в какую. И я вот в этом состоянии сыграл спектакль и сказал: «Юра, я больше никогда».
Что-то уже накопилось в организме, он не хочет больше никогда делать то, что нужно, только то, что хочу, то, что могу, от чего получаю удовольствие, когда взахлеб, с друзьями. Это такой закон.
— Не бери бутерброд больше, чем рот. Простое правило, я за ним очень слежу. Сил у человека определенное количество. И только тогда радостная игра этих сил создает счастливую атмосферу, когда их избыток, когда их больше, чем нужно для того, чтобы что-то сделать.
Бери бочек ровно столько, чтобы ты их нес бегом, вприпрыжку. Насвистывая. И обнимая.
Вещь, вроде, простая, а следить за ней нужно, как часы. Вот я сейчас делаю расписание на год, гастроли туда, гастроли сюда… Я знаю: больше 8 недель артист не выдерживает.
Больше 8 недель я никогда не выступаю. Это предел. Хоть какой продюссер, хоть какие миллионы. Девятая неделя — спад, я и на своих ребятах проверял, девятая неделя — мы всегда отдыхаем.
Я никогда не работаю девятую неделю и никогда не работаю третий спектакль. Это сейчас, а раньше не работал четвертый. Три спектакля отработал — четвертый должен быть выходной, потому что на нем всегда будет спад. И никогда ты не дашь то, что в тебе есть.
Надо знать свои ритмы. Рассчитать и сказать: эту неделю я ничего не делаю, тут я готовлюсь. Я сейчас составляю расписание на год, очень подробно. И вообще, очень подробно всегда все обсуждаю.
Как делать неприятное. Ну, во-первых, у нас такой закон, у нас вообще плохого не говорят. Не приходится. Мы не читаем газет, не смотрим телевизор, не обсуждаем всех.
Так вот. Надо поругать человека за то, что он опоздал в театр. За полчаса человек должен прийти в театр. Значит, за полчаса изо всех гримерных торчат люди и улыбаются. Потому что кто-то еще не пришел.
И вот идет человек. И все говорят «Урааааа!» Потому что у нас правило: он должен тортик. Опоздавший должен в следующий раз принести тортик. И значит, каждое опоздание такого человека — радость для всех.
Есть же вещи не только веселые, есть сложные и трудные, например, деньги. Нужны деньги, потому что без них никак — ни спектакль сделать, ни костюм сшить. Обязательный для меня закон (может, он для кого еще пригодится): ни одна сторона не должна перевесить.
Здесь — денежки, здесь — творчество. Взвесил. Так, если хочется натворить, но денег нет — бесполезно. Хочется заработать денег без творчества — пустота. Поэтому внимательно следить за тем, чтобы эти весы никогда в одну сторону не наклонялись.
Эти простые вещи о том, что сидящему напротив тебя, который с тобой договаривается, должно быть выгодно ваше взаимодействие. Не надо его все время обманывать, не надо хитрить и так далее. Надо найти там, где вам обоим удачно совпало, вот это хорошо.
А еще. Если рядом закон, так вообще замечательно. Это меня научили. Оказывается, когда переговоры идут между двумя сторонами, еще есть третий человек — закон.
Мы-то не знали в России. И в конце концов, пришлось научиться. Следить, чтобы и ему было выгодно. Не бойся, закон проследит, он защитит тебя, не надо все записывать, потому что там уже есть много чего уже записанного…
— Важный момент — во все влюбляться, всему отдаваться на полную катушку. Без любви, без увлеченности, без удовольствия, бесшабашности — ничего не получится. Нужно на всю катушку, как в рок-н-ролле, чтобы улетела твоя партнерша под самый потолок.
Я думаю, что это очень важный момент. Нигде не экономьте. Расходуйте на все, что только можно, без конца. Оно вернется обратно.
— Как расставаться с людьми. Год прожил с человеком. Хороший человек, счастливый человек. Вполне по крови. Ты его взял. А потом раз — и оказался грустный. Что это, что тогда делать? Это серьезный вопрос. Если друг — выхода нет. Приходится с ним дальше возиться, вместе грустить иногда, вместе вытаскивать и так далее.
У меня закон во всех сообществах, где я нахожусь, — циников и нытиков вон. Никогда с этими людьми не имейте дела. Заразительно страшно, заражает тут же. Ведь на чем строят счастье счастливые и влюбленные?
На том, что они делают воздушные пузыри и какие-то пушинки. И по ним надо пробраться на самые облака. Когда какой-то циник скажет: «Это же пушинки!», все, все летит к чертовой бабушке.
Когда ко мне подошел нытик какой-нибудь, я говорю: «Ой, что-то живот заболел» — и убегаю. Я пытаюсь с такими людьми аккуратно. Я человек ненасилия, для меня это невозможное.
У меня было много-много событий в жизни, когда я, придя к чему-то, говорил: все не клеится. Все не так, выхода нет, трагедия неизбежна.
И тебе нужно как-то из нее по-человечески выйти. Или бросить друзей, или расстаться с любимым и так далее. Это страшное испытание для любого человека. И надо найти ту форму, при которой это все по-человечески.
У меня было много людей, кто со мной прошли большую часть жизни. И я, расставшись с ними, до сих пор их люблю и вместе с ними. Мы всегда встречаемся, вместе чего-то делаем. Хотя поступок этот был очень тяжелым.
То есть необходимо время от времени говорить: если твое предназначение залезло в какую-то клетку, тебе необходимо из нее вылезти. И ты начинаешь вместе со своими близкими обсуждать, как из нее вырваться.
И говоришь: «Давайте на год попробуем, а вдруг по-другому лучше?» И пытаешься.
— О неудачах. Я за Райкиным хвостиком много лет ходил. На все его спектакли приходил, пытался высказать, что я думаю, он пытался даже спрашивать у меня.
Была у нас одна такая тема. Я пришел к нему в задерганном состоянии, потому что у меня провалился спектакль. «Все, не буду больше артистом, не хочу больше…»
А он сказал: «Дурак. Потому что именно сейчас ты становишься артистом. Ты понимаешь, что это не так, то не так. А теперь тебе хочется так и так. Это твой урок жизни, артистический. Вот сейчас в тебе начинается артист».
— О праве смеяться над кем-то и чем-то. Но самое главное, что Райкин мне сказал: «Ты имеешь право смеяться только над тем, за что страдаешь больше, чем тот человек».
Что-то осмеивая в другом человеке, ты должен болеть за это больше, чем тот человек. Это твоя помощь ему. Только в этом случае ты можешь использовать смех, потому что это твоя помощь.
— Самое прекрасное, что есть на свете — это мечтать о чем-то новеньком. Фантазирование — самая большая моя профессия. Я считаю, что я просто супер-профессионал-фантазер. Очень много людей ко мне приезжает, чтобы научиться фантазировать. Потому что это потрясающая вещь.
Совершенно необязательно доводить все до конца. К счастью, к результату есть очень много этапов. Вначале фантазирование, потом собирание команды, потом приготовление места, потом планирование.
И самое интересное — неважно, на каком этапе вы остановитесь.
На любом этапе вы можете все бросить и идти в другую сторону. Потому что этот этап уже есть. Фантазировать — бесконечное счастье, собирать друзей — бесконечное счастье и каждый из этих элементов — бесконечное счастье.
Если вы будете думать «я приду туда и вот наконец-то у меня будет» — ничего не будет. Чтобы было, надо получить от всех элементов бесконечное удовольствие.
У меня одновременно 50 проектов. Взял себе за правило: делаешь 10 проектов, 9 проваливаются, один выигрывает, ты всегда счастлив.
Это замечательный способ быть всегда счастливым — всегда запускать кучу проектов, хоть один тебя обязательно отблагодарит. Вот формула, по которой я очень-очень много сделал.
— Учиться надо у детей, они самые счастливые существа на свете. У меня главные учителя — дети, собаки, сумасшедшие, пьяницы, я за ними слежу. Есть часть людей, которые не думают, а просто живут. Каким-то путем они умудряются, не думая, делать каждый свой шаг не просто так, а подпрыгивая.
Вот мы два дня тут (на фестивале «Возраст счастья», прим. редактора) провели с Борей Гребенщиковым. У нас есть организация «Мировая академия дураков». Мы собрали всех самых сумасшедших, бесшабашных, безбашенных и они время от времени собираются на свои конгрессы. И для этих конгрессов мы находим повод.
Последний повод мы с ним сочинили сейчас. Решили, что мы немножечко запутались и перестали насвистывать. Подумайте, это очень непростая история. Чтобы быть счастливым, надо насвистывать. Не потому, что хочешь быть счастливым, а потому что счастливые люди насвистывают.
— Собирай для дела только тех, кого хочешь обнять. Второй постулат. С теми, кого не хочешь обнять, — ничего не получится. Я всегда собирал свои команды, с которыми делал фантастические дела, только из тех, кого хотел обнять.

Рецепты счастья  Вячеслава Полунина, о которых он рассказал на фестивале «Хорошо за пятьдесят», проходившем в октябре 2015 года в Черногории записала Виолетта Макеева специально для Openmonte.com 
Вячеслав Полунин собирается к нам на фестивале и в этом году. Интересно? Присоединяйтесь! Или посмотрите записи лекций прошлого года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий